23 марта. ЧЫЛ ПАЗЫ - 2023. Хакасский Новый год.
= = =
Чыл пазы – это встреча духов – чаянов, которые долгую зиму ждали первых лучей солнца, чтобы вернуться и вновь оберегать славных людей хакасской земли.
Поздравляем всех жителей и гостей республики с хакасским Новым Годом!
Нанчы-читатели, поздравляем вас с наступающим 2023 годом!
Чагдапчатхан 2011 чылнан! Здоровья, успехов, радостей, веселья и удач! — Хазых, чидiглер, ёрiнiстер, кёг паза талан ползын!
= = =
(чтобы прочитать полный текст, нужно кликнуть заголовок. он работает как гиперссылка)
= = =
На Новый год принято ставить елку. В хакасском литературном языке ее называют сыбы. Но сыбы — это пихта. А елка по-хакасски — тiген.
Коль коснулись темы деревьев, давайте продолжим. Из хвойных пород это:
лиственница — тыт,
кедр — хузух,
сосна — харагай.
Теперь перечислим лиственные, которые растут у нас в Хакасии:
черемуха — нымырт,
береза — хазын,
осина — ос,
ива, ветла — тал,
тополь — тирек,
боярышник — тоо,
калина — саныс (“н” как немецкий дифтонг “ng”),
рябина — мюндюргес.
Названий фруктовых деревьев в хакасском языке нет. Так как они были завезены извне. (Приспособленные к сибирским условиям, они теперь у нас растут на славу — яблони, груши, сливы, вишни и даже виноград.) Но есть общее понятие: дерево — агас. Как это будет во множественном числе? Правильно, прибавляем аффикс множественного числа “тар”, получится агастар (деревья).
Для закрепления несколько фраз.
Папа принес домой пихточку — Абам ибзер сыбычах агыл килген.
Мы украшаем елку — Пiс тiгеннi чазапчабыс.
Лиственница — самое крепкое дерево — Тыт — ин пик агас.
Наа чылнан!
= = =
23 марта, в день весеннего равноденствия, хакасы традиционно отмечают Новый год. В 2023 году празднование Чыл Пазы состоялось 25 марта, на ипподроме города Абакана. На весенний праздник собрались представители всех районов Хакасии и гости Республики.
Хакасский Новый год Чыл Пазы отмечается 22 марта. Чыл пазы является одним из главных календарных праздников хакасского народа. Пик торжества приходится на день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов.
Осенью чаяны - духи земли, духи рек, тайги уходят на небеса, весной с первыми лучами солнца они возвращаются. Считается, что людям нужно хорошо подготовиться к их встрече. Праздник Нового года начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома. Подготовка к празднику начиналась с шитья новой одежды, уборки всей территории аала и юрты. В это время нельзя допускать никаких ссор в доме, наоборот родным и близким старались дарить как можно больше внимания и душевного тепла.
В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца, затем возвращались домой, и кормили семейно-родовых духов-хранителей.
Праздновали Чыл пазы всем аалом: необходимо было зайти в каждую юрту с угощениями и обращением: «Чыл пазы чылды, чылан кибi сойылды!» - «Пришёл Новый год, снялась змеиная шкура». Гостей угощали сыром, сметаной, чаем с печеньем. Еще одна традиция праздника Чыл пазы - это разведение костров. Отношение к огню у хакасов особое. В этот день разводили три огня.
Ритуал почитания огня
Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь. Так проходил обряд благодарения Огня.
Ритуал очищения души
Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные чалама - лента чёрного цвета, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.
Ритуал почитания природы
На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.
Ритуал почитания священной березы
Для хакасов священным деревом издревле была берёза - «хазын». В праздник Чыл Пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки-чалама белого, красного, синего цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду. Ленты можно завязывать и других цветов, главное верить, что всё сбудется.
В Чыл Пазы проходят и другие обряды - дарение небесным духам лошади, чтобы они могли быстрее прийти на помощь людям. А в мае, при первых раскатах грома, следовало, сбежав 3 раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести «Элем-Салам!» - «Пусть выйдет Старый год, пусть войдёт Новый год!». Считалось, что первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.
= = =
Глава республики Хакасия Валентин Коновалов, заместитель главы администрации Саяногорска Игорь Данилов, руководитель отдела культуры города Саяногорска Юрий Бережной , сотрудники Саяногорского краеведческого музея, ДК "Визит" и Центра хакасской культуры города Саяногорска на саяногорском подворье во время празднования хакасского Нового года.
= = =
текст: Каринэ Мазманян
фото взяты из открытых источников
информация в тексте: 2021 RusTeam.media. Российское информационное агентство "Рустим". автор - Олег Шулбаев
(с) https://clck.ru/33seWT
автор видео: Аскар Артамонов
= = =
https://vk.com/wall-147114457_1952
https://vk.com/wall-147114457_1953
https://vk.com/wall-147114457_1954 |